«Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий»

Тип статьи:
Авторская

Доклад

«Развитие речи у дошкольников посредством инновационных,

традиционных и нетрадиционных технологий»

Ивашкина Екатерина Николаевна

(СП «Детский сад «Аленький цветочек»» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье)

Однимиз основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Актуальность темы определяется тем, что ведущая роль в развитии ребенка – это связная речь. В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с недоразвитием речи, у которых возникают затруднения в овладении навыками связной контекстной речи. Это обусловлено нарушением разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического. Наличие вторичных нарушений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т. д.) создают для этих детей дополнительные затруднения в овладении связной речью. Также остается актуальной проблема поиска инновационных подходов в развитии речи детей.

Сегодня я расскажу вам о традиционных и нетрадиционных технологиях, которые способствуют развитию речи дошкольников.

1.Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

— воспитатель называет какой-либо объект;

— обозначает его признак;

— определяет значение этого признака;

— сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается большесамостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданномувоспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельность.

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлениюдвух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемойтехнологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается намышлении. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Информационно — коммуникативные технологии: интерактивные игры и игрушки, презентации, детские компьютеры и планшеты, говорящие куклы, микрофоны-позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются:

1.Музыкальная релаксация

2. Логоритмика. ( Речевые упражнения с движениями)

3. Сочинительство.

4. Сказкотерапия. ( Сочинение детьми сказок)

5. Экспериментирование.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Артикуляционная гимнастика.

Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приемов.

« Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\

« Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\

« Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\

« Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\

« Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\

«Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.\

« Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\

« Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\

« Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\

« Назови все части»\ велосипед→рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.\

« Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\

« Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\

« Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\

« Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т.д.\

« Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\

Сочинение сказок.

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок

« Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад

« Использование моделей»\ картинки- геометрические фигуры

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\

Сочинение загадок.

« Страна загадок»

-город простых загадок цвет, форма, размер, вещество

-город 5 чувств \осязание, обоняние, слух, зрение, вкус

-город похожестей и непохожестей\на сравнение

-город загадочных частей развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных

предметов, молчаливых загадок и спорщиков

— город противоречий /может быть холодным и горячим-термос\

-город загадочных дел.

Экспериментирование.

« Растворяется, не растворяется».

« Плавает, тонет».

« Сыпучесть песка».

Рассматривание картины и составление рассказа по ней \должно проходить в игре .

« Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания

« Живые картинки»\ дети изображают предметы нарисованные на картине\

« День и ночь»\ картина в разном свете

« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\

Система упражнений по формированию звуковой культуры речи.

« Самолёт»\ т-р-р-р\

« Пила»\ с-с-с-с\

« Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная.

Артикуляция.

« Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д.\упражнения на разминку мышц шеи\

« Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д.\упражнения для губ\

« Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т.д.\упражнения для языка, расслабления

артикуляционного аппарата

Дикция и интонационная выразительность.

Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя.

Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал.

Развитие слухового восприятия- шёпотная речь

« Кто позвал?», « Принеси игрушку», « Позови», «Что шуршит?», «Что за звук?», « Повтори за мной», « Испорченный телефон».

Пальчиковая гимнастика. (с предметами –карандаши, Су-Джок терапия игры с мячами с выступами)

« Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики»\разминка каждого пальчика «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие, «Домик», и т.д.

на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

-ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

-содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

-технология должна носить здоровьесберегающих характер;

-основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

В своей работе я стала активно использовать нетрадиционную технологию — Кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения рук. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д

«Кошка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Лезгинка» — левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Кулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!