Творческая мастерская как нетрадиционная форма развития речи дошкольников.

Тип статьи:
Авторская

Творческая мастерская как нетрадиционная форма развития речи дошкольников.

Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.

Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка.

Творческая мастерскаяодна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:

— излагать последовательность событий в сказке;

— сочинять сказки-загадки;

— пересказывать сказку по сюжетным картинкам;

— придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);

— моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;

— сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;

— анализировать поступки героев;

— придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;

— воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;

— сочинять сказки по трем опорным словам;

— оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.

2. Импровизационный характер деятельности.

3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.

5. Атмосфера эмоционального подъёма.

6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.

9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.

10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.

11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.

12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного.

Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

Работая с детьми в данном направлении, мною была разработана технология «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», которая состоит она из нескольких частей:

1.Теоретический материал.

2. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета.

3. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой».

4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста.

5. Организация работы в «Книжной гостиной».

6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу в течение учебного года.

7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны разные варианты детских рассказов.

Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребенка, способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники приучаются слушать и понимать обращенную к ним речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринужденно высказывать свои мысли.

Спасибо за внимание!

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!