Развитие самостоятельности и инициативы детей 4-5 лет.

Тип статьи:
Авторская

Развитие самостоятельности и инициативы детей 4-5 лет.


Самостоятельность — одно из ведущих качеств личности.

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг », к началу какого-нибудь действия.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется: В РАЗНЫХ ПРАКТИКАХ: игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: непосредственно организованной; в режимных моментах в самостоятельной; деятельности;
Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей: 1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей. 2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно. 3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Принципы подхода к организации предметно — пространственной развивающей образовательной среды.
Принцип развития и интеграции. Принцип активности. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Принцип открытости – закрытости.

Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры. В связи с этим в нашей группе можно выделить следующие центры:

-здоровья

-художественного творчества

-музыкальный

-центр книги

-центр коммуникации

-центр конструирования

-сюжетно-ролевой игры

-безопасности

-познавательно-исследовательский центр (экологический).

Как это помогает мне развивать самостоятельность?

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

В нашей группе организована предметно — развивающая среда, которая требует от ребенка постоянного проявления самостоятельности.

Среда в группе включает традиционные и инновационные компоненты.

В центре познавательно — исследовательской деятельности у нас имеется различное оборудование для проведения опытов с воздухом, водой, песком и всевозможными природными материалами. Дети часто используют этот материал по собственной инициативе.

Имеется коллекция фиалок, которая выглядит эстетично и очень привлекательно.

Дети с удовольствием наблюдают за растениями, самостоятельно набирают в лейки воду для полива растений. Здесь же в центре находится и аквариум, где живут улитки, который является интереснейшим объектом для наблюдения. Имеются макеты, книги — энциклопедии, дидактические игры.

Для двигательной активности, все атрибуты и снаряды расположены в удобном для детей месте и находятся в свободном доступе. Недавно, мною было изготовлено новое дидактическое пособие «Гимнастика для глаз» объяснила, как правильно пользоваться пособим и разместила его в центре, теперь дети часто используют его по собственной инициативе. Хочу отметить его красочность, яркость, а тем самым и привлекательность для дошкольников.

Для театрализованной деятельности используем ширму с учётом роста детей, это позволяет находиться ребёнку не в статичном положении сидя, а двигаться. Ширма наша многофункциональная, мы её используем так же для сюжетно-ролевых игр и организации групповых выставок, где дети имеют возможность размещать свои рисунки.

Хочу отметить, так как площадь нашей группы не велика, мы используем для детской деятельности все модули помещения. В спальне у нас находится центр сюжетно- ролевых игр. Здесь наряду с крупной мебелью на полке размещаются коробки, пластмассовые контейнеры, корзинки, где хранятся различные атрибуты и предметы заместители, обладающие, как я считаю наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребёнку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.Иногда дети приносят конструктор и на полке самостоятельно моделируют мебель(строят кроватку, диванчик, стульчики),
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: — не стараться всё сразу показывать и объяснять, — не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. — необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!