ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: "Конструирование из бумаги с детьми дошкольного возраста"

Тип статьи:
Авторская

Актуальность выбранной мной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Цель моей работы по самообразованиюэто – показать на практике влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие творческой активности и самостоятельности детей, способности к целеполаганию и познавательным действиям, развитию интереса к конструированию и моделированию.

Задачи:

— учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества из бумаги;

— развивать и совершенствовать творческие способности у детей,

оригинальность подхода к решению задач;

— совершенствововать мелкую моторику рук;

— воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание

включаться в творческую активность.

Согласно федеральным государственным требованиям, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть сформированы общая культура, физические, интеллектуальные и личностные качества, предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Дети приходят в школу с широким кругозором, большим объёмом знаний, сформированными навыками чтения и счёта, но у них недостаточно развиты сенсомоторные навыки, устная речь, способность организовывать свою деятельность.

Поэтому, выбранную мною тему считаю актуальной и её решение вижу в осуществлении разных видов детской деятельности, способствующих развитию потенциала ребёнка, среди которых особое место занимает конструирование из бумаги.

В течении года мной изучалась следующая литература:3.А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.

З.В. Лиштван, “Конструктивная деятельность в детском саду”, Москва “Просвещение”, 1977 год.

“Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду”, под редакцией В.Б.Косминскои, Москва “Просвещение”, 1985 год.

“Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год.

Яизучала опыт коллег по теме самообразование через интернет сайты

Мной проводились консультации для родителейна тему: «Чудесные поделки из бумаги»

По программе конструирование из бумаги вводится со средней группы, я же начала заниматься этой работой с младшего возраста .

Уже с первых занятий стало ясно, что малыши трех-четырех лет могут выполнить несложные задания. Сначала мы мастерили очень простые поделки.

К концу учебного года дети научились загибать уголки и мастерить кружочки разноцветной бумаги: яблоки, огурцы, помидоры, которые затем наклеивали на лист, и в результате получался сад или огород.

Главным моментом в работе с детьми этого возраста является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата. Эта работа помогает расширить кругозор, развить любознательность. Малышам нравится заниматься с бумагой и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка.

К празднику 8 марта дети участвовали в изготовлении праздничных открыток в подарок мамам, которые берегут эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе открыточку с цветочком? Получается, что конструирование из бумаги еще незаметно воспитывает малышей, учит быть внимательными к своим близким, вызывает желание делать подарки, хранить в памяти общие впечатления.

Всредней группе,продолжая работу по теме, я расширила познавательный аспект. В форме сказок с применением наглядности я предоставляла детям познавательный материал. Например, при знакомстве со сказкой «Волшебное превращение ёлочки» дети узнали, что бумагу производят из хвойных пород деревьев, познакомила дошкольников с тем, что бумагу изобрели в Китае, а первые мастера по складыванию поделок появились в далёкой стране Японии. В результате у моих воспитанников расширился кругозор, пополнился словарный запас.

Так, при знакомстве с новыми приёмами складывания занятия проводила в виде сказки, где два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен одной логичной и образной историей.

Ребята 4-5лет в игровой форме легко усвоили такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль. Научившись изготавливать «Треугольник» путём складывания квадрата по диагонали, мы приступили к изготовлению различных игрушек в технике оригами, и использованию их для игровых ситуаций.

Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я использовала разные приёмы. В ходе детской деятельности стремилась создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели.

Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.

В своей работе использовала различные методы и приемыобучения.

Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы), словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок), практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Педагогический процесс я строила и на способах организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуациях.

Изготовление красочных поделок из бумаги — увлекательные и полезные занятия для дошкольников. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической, преобразующей деятельности более ценен. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует (вертушка вертится на ветру), поделка из бросового материала (планетолёт) выставлена на всеобщую выставку детского сада т.д.

Для систематичной и последовательной работы по конструированию из бумаги разработала перспективное планирование, которое отражает принцип от работы по готовым образцам к постепенному усложнению: по схемам, словесным описаниям и творческой работе.

Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов: мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок для себя, в своё личное пользование и мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.

Считаю, что занятие конструированием помогает:

• заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;

• знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;

• развивают уверенность в своих силах и способностях;

• влияют на формирование самостоятельности, самооценке;

• стимулируют развитие памяти;

• учат концентрировать внимание;

• развивают творческие способности и исследовательские навыки;

• воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;

• способствуют формированию добрых чувств к близким людям;

• формируют художественный вкус;

• совершенствуют речь и коммуникативные способности.

Для родителей были организованы выставки детских работ и даны консультациина тему: «Использование оригами в предметно-развивающей среде»
Наблюдая за работой детей в начале года и по прошествии какого-то времени можно увидеть положительные результаты как по работе с ножницами (более увереннее работают), так и по складыванию бумаги, и если раньше дети выполняли работу только с показом воспитателя, то к концу года многие могут выполнять задания опираясь только на слова.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!