"Народные подвижные игры"

Тип статьи:
Авторская

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радо­стных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные ус­тои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, лов­костью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотьемлимой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять что, например: на севере распространено оленеводство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хло­пок и т. д. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они опре­деляют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотно­шения, содействуют формированию воли. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в. пространстве, прояв­ления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаютсянеожиданными веселыми мо­ментами, заманчивыми илюбимыми детьми считалками, жеребьевками, по­тешками. Зачины являются как бы игровой прелюдией, дают возможность бы­стро организовать игроков; настроить их на объективный выбор водящего, безо­говорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дугу

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди; .

Мы играем, ты води

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить

Выходи — тебе водить.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Напри­мер, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорив­шись, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Ос­тальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь, какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбирал. Таким способом все дети де­лятся на две команды и начинается игра: В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?»

«Ниточка или иголочка?»

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные считалки. Например, выбирая водящего; все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

«Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!»

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например; перед началом все садятся ихором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали, голубенчики

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают испол­нить танец, спеть песенку и т. д. задача педагога заключается в том, чтобы нау­чить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детямбольшое удовольствие и избавит их от скучного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально­выразительно. Воспитатель дает представление о её содержании. Последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах иг­ры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ре­бята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно расска­зывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллю­страции, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обы­чаями, фольклором или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется («Гуси — лебеди») и перейти к распределению ролей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мы­шечного напряжения, приспосабливаться изменяющимся условиям окру­жающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошко­льники приобретают важные качества необходимые им в будущей жизни.

И таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гар­монически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми, педагогу надо помнить: что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

1 комментарий

08:37
Очень полезно!