Поговорим об играх-драматизациях

Тип статьи:
Перевод

Л. Барсукова: Поговорим об играх-драматизациях.

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-заодностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм- драматизациям.

В отдельных дошкольных учреждениях игры- драматизации похожи на подготовленные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемов педагогического руководства воспитатели не всегда помнят, что творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носитособый игровой характер, который сохраняется даже в том случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.

Остановимся на наиболее сложных для практики вопросах, связанных с организацией руководства этими играми.

Драматизировать- значит представить, разыграть в лицах какое- либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра-драматизация- это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой игры тем, что создается по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательность действийопределены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений и навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.

При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировании предоставляет участникам широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить в каких- то движениях, мимике, интонациях- ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками приемов передачи образа вызывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учит различать добро и зло в человеческих отношениях, т.е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста прежде всего привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большими удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь»,«Теремок», «Колобок».

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующимилицами являются животные- детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»? «Мышонок и карандаш» В. Сутеева; стихи и сказки С.Я.Маршака, К.Чуковского.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потешки, например «Кисонька- мурысенька», стихотворения советских поэтов – «Перчатки» С.Я.Маршака, «Где мой пальчик?» Н.Саконскойи др. Чувства, переживания, несложные действияэтих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает проведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по поведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его в записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не следует разучивать текст, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к тому, что надо делать, куда идти, какие слова говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнить. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т.д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а так же видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают своего любимого героя, дают ему точную характеристику. Например, рассказывая о зайце, которого лиса выгнала из домика (сказка «Лиса заяц и петух»), очень подробно описывают его внешние признаки: «Беленький, уши длинные, короткий хвост», дают точную характеристику: «Он был добрый- пустил лису погреться». В исполнении же дети не могут передать тех качеств литературного героя, о которых сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживаются по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевыми и двигательными умениями дети овладевают на разных занятиях, направленных на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляют и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской деятельности.

Формирование выразительных средств для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирование чувства партнера.

Воспитатель учит детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С.Михалкова «Три поросенка»; исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».

Помогает и следующее упражнение: один ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель продумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры -упражнения такого типа: представьте, а затем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная, хитрая лиса и т.д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный и многоплановый характер, например самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении.Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравится коллективное обсуждение разыгрываемых сценок, где происходит, подробный анализ героев.

Практика показала, чтосовмещениев игре речи и движения, речи и жестов, сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помочь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания: представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например: «Я медвежонок, хожу переваливаясь (показать), я маленький неуклюжий (показать), люблю есть малину и очень люблю мед»; представить и рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился, и т.д.

Эти знания помогают детям передать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, придать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод из знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают сценку друг другу. Таким образом они постепенно подготавливают к драматизации того или иного произведения.

Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними. Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель- подготовленную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.

Как уже было отмечено выше, знакомство в текстом, обыгрывание отдельных сценок, диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов – все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и вне занятий.

При подготовке к игре на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, распределяют роли, обсуждают каждое действующее лицо, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждают, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, подсказывать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития и художественных способностей.

1 комментарий

11:31
Очень интересно!