Консультация для родителей

Тип статьи:
Авторская

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитывать у ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой детский сад. Педагог читает детям художественную литературу, соответствующую требованиям образовательной программы, а также по желанию детей, их любимые произведения, которые перечитываются множество раз.

Проблема формирования бережного отношения к книге, к интересу к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу и бережно относиться к ней, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. К главным путям и средствам бережного отношения к книге относятся возбуждение интереса к содержанию книги и приучение детей рассматривать иллюстрации.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве мы закладываем фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Книга должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, так как в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, выразительные средства языка, осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Но случается и так, что дети не проявляют интереса к книгам, не просят почитать, и без интереса слушают или не слушают вовсе, когда кто-то читает вслух. Понятно, что на сегодняшний день преимущественно интерес ребенка направлен на компьютерные игры, просмотр телевизора, нежели на прогулки на свежем воздухе и особенно чтение книг. Но как же сделать так, чтобы ребенок полюбил книги?

Для начала, давайте покажем ребёнку, что вы сами любите читать. Он должен видеть вас за чтением. А его, собственные, первые книжки должны быть яркими, занимательными. Проверьте, чтобы шрифт хорошо читался. Ни в коем случае не заставляйте малыша читать. И уговаривать — тоже не надо. Особенно, когда ребёнок только-только делает первые шаги к книжкам. Побалуйте дочку или сына – сами почитайте ему вслух. Приятнее всего слушать любимые книги, с них и начните. А чтобы наверняка заинтересовать ребенка, придумайте забавную игру или приятное вознаграждение за старание. К примеру, придумать «свое окончание» сказки или ее продолжение, а потом, чтобы мама или папа записали придуманную ребенком сказку в книжку-самоделку, которую можно изготовить собственными руками или же в подаренный бабушкой красивый блокнот. Этой книжкой-самоделкой с собственной сказкой ребенок наверняка захочет похвастаться перед своими друзьями и родными, а значит, это подстегнет его к чтению и придумыванию все новых историй.

Не забывайте хвалить ребёнка. Ведь каждое словечко прочитанное самостоятельно – его победа! Не ругайте за ошибки при чтении, поправлять их, кстати, лучше дипломатично и не слишком придирчиво. Впрочем, специалисты частенько рекомендуют родителям использовать свои, психологические, уловки для обучения малышей чтению.

Малыш уже довольно бегло читает предложения, но усадить его за книгу – непростая задача? Тогда выбираем книгу, которая наверняка понравится вашему ребёнку. Про индейца Джо или маленькую нежную Фею – неважно. Важно, чтобы сюжет наверняка заинтриговал чадо. Удобно читаемый шрифт и яркие иллюстрации – непременные условия успеха. Итак, читаем ребенку до самого интересного места. А потом отвлекаемся: «Ой, ужин не приготовила!» — подойдёт любая веская причина, оправдывающая заминку. Ребенок походит около вас, погрустит. И станет искать, кто бы ему прочитал, победил ли бледнолицего доблестный индеец? Похвалите свое чадо за желание почитать и предложите ему игру: «Две строчки читаешь ты, а две строчки – я». Вскоре ваш ребенок так отточит навыки чтения, что с лёгкостью дочитает текст и без вашей помощи.

А еще можно воспользоваться советами психолога И. Даунис. Она уверена: ребёнок наверняка полюбит чтение, если вы с ним поиграете. Положите под подушку любимой дочке письмо от её любимой книжной героини. К примеру, от Золушки. В письме расскажите о том, что ваша дочь – ЧУДЕСНАЯ. А Золушка просто мечтает с ней подружиться, поэтому принесла ей подарок. Где? Дочь узнает, когда дочитает письмо до конца. Подарком может оказаться любая приятная мелочь. Заколочки, игрушечка, даже пара конфет. Письма каждый день должны становиться длиннее. Но они обязательно должны быть интересными и добрыми. Используя эти советы, вы не только привьете любовь к чтению, но и подружитесь со своим ребенком.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!