"Как умелые ручки язычку помогают"

Тип статьи:
Авторская

«Как умелые ручки язычку помогают»

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились…

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Своя рука владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т. д.

Одним из показателей и условий хорошего и нервно ­ психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития речи. И если когда- то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов,

психологов взаимосвязь речи и руки — аксиома, подтвержденная тончайшими

датчиками специальных приборов.

В 20 веке такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. г. Пилюгина, А. М. Фонарёв, М. М, Кольцова, Н. М. Аксарина и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент речевого развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядноили предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» — ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу — наглядно ­ образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».

Третий этап — словесно — логическое — или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развития речи даёт рука.

Рука изучает мир вещей.

Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости — твёрдости, гладкости — шероховатости, теплоте — прохладе, сухости — влажности и о многом другом.

Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки — органе чувственного познания.

В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ре6ёнок, тем сильнее его желание двигаться, хватать всё руками, переставлять, а значит исследовать.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

  • Органов движения;
  • Органов познания;
  • Аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребёнок трогает какой — либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы?

В специальной литературе принято выделять пять основных движений:

1) легкое прикосновение;

2) постукивание;

3) взятие в руки (хватание)

4)надавливание;

5) ощупывание. Действия ощупывания, рассматривания, выслушивания называются перцептивными.

1. Прикосновение взрослые используют чаще, постепенно приучают к этому детей. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуры (горячий, холодный, тёплый), влажности и т. д.

2. Постукивание (удары одним или несколькими пальцами) даёт возможность взрослым получить информацию о свойствах материалов. Например, если постучать по стеклу, фарфору, хрусталю, дереву, металлу, пластмассе или картону, то по характерным звукам можно распознать материал даже с закрытыми глазами.

Детей учат постукивать пальцами во время игры на музыкальных инструментах постукивать музыкальным молоточками, палочками по металлофону.

3. Взятие в руки начинает формироваться с хватания. Когда ребёнок научиться не хватать, а брать в руки, то обнаруживает, многие интересные свойства предметов: вес, особенность поверхности, формы и т. д.

4. Надавливание даёт возможность определить мягкий, твердый предмет, из какого материала сделан.

Надавливание доставляет удовольствие, если оно еще вызывает звучание. По принципу извлечения звука путём надавливания устроены многие детские игрушки пищалки, клавишные инструменты. Сила надавливания определяет характер звука — это дети устанавливают опытным путём.

5. Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, используется движения с учётом величины предмета и его особенностей, Мелкие, сыпучие предметы (например, зерно, крупа, соль) учат ребёнка ощупывать прикосновениями ладони или двумя пальцами. Большим, указательным и средним пальцами учат ощупывать детали мозаики, пуговицы, скрепки, гайки, монеты. Крупные предметы (игрушки, плоды и т. д.) дети — захватывают двумя пальцами. Если предмет не умещается в руке, то переходят к двуручному ощупыванию — осязанию: одной рукой его держат

фиксируют, а другой (ведущей) — исследуют.

Ощупывание поглаживанием «к себе» даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость — шероховатость, но и сорт материала, например, ощупь можно определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Ощупывание может сопровождаться звучанием, например, бумага хрустит, если сухая.

Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

На основе «обследовательских» движений рук создано много игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет», «Что звучало?», «Найди такой же», «Что в чёрном ящике?», «Чудесный мешочек».

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!