Аналитическая записка.

Тип статьи:
Авторская

Аналитическая записка.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как источник добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них ЭКОЛОГИЯ стала

Не наукой, а частью души!

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Ещё никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с угрожающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днём всё больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать формирование экологической культуры с самых малых лет. Поэтому в наши дни эта проблема приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое оптимальные время для формирования у ребёнка экологической культуры, так как в этом возрасте дети очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм, иименно тогда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Направлением моей деятельности стала работа по теме: «Формирование экологической культуры всех участников образовательных отношений посредством проектной деятельности».

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда – то вели себя и поступали их родители. Поэтому в проекте по формированию экологической культуры наших малышей родителям отводится очень важное, если не главное место, чтобы своим примером они могли донести актуальность проблемы защиты природы до своих детей, а я постаралась им в этом помочь.


Мною разработаны методические материалы, способствующие реализации поставленных задач: анкета для родителей «Экология вокруг нас», которая позволила выявить уровень заинтересованности родителей в формировании экологической культуры у малышей; карта мониторинга для определения сформированности экологической культуры у детей и родителей; конспект родительского собрания на тему: «Мы природе не враги, ты природу береги!», что позволило выявить уровень компетентности взрослых и детей в вопросах экологии.Таким образом, спланированная работа позволила достичь таких результатов, как рост интереса к сохранению окружающей среды у детей и родителей на 15%, участие в экологических проектах с 9% до 16%, участие в совместных мероприятиях с 12% до 20% и 100% — проявление позитивного поведения в повседневной жизни.

Уровень эффективности педагогических воздействий по формированию первичных представлений об особенностях природы, об объектах окружающего мира, развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитию творческой активности показал повышение в сравнении с началом учебного года: низкий уровень сократился на 12,6 %; средний уровень остался на прежнем уровне и составил 46,2%; высокий уровень возрос на 12,6%.

Достичь такого результата позволила совместная деятельность родителей, педагога и детей:

— посадка деревьев на участке детского сада;

— высадка цветов;

— изготовление и размещение скворечников и кормушек;

— субботники по уборке и благоустройству участка,

во время которой родители на личном примере показывали своим детям, каким должно быть правильное отношение к окружающей нас природе.

С целью упорядочения работы с родителями по формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса, совместно с родителями был составлен план на год.

Для распространения своего опыта принимала участие в методической работе на уровне ДОУ:

— круглый стол «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» сообщение на тему «Организация экологических походов с дошкольниками»;

— участвовала в разработке рабочей программы средней группы;

— провела консультацию для педагогов по теме «Игровое пространство как эффективное условие экологического развития ребёнка».

Совместными усилиями родителей и детей разработаны и реализованы экологические проекты:

«Скворечник»

«Деревья на нашей улице»

«Разноцветная клумба»

«Вторая жизнь ненужных вещей»

«Эко мир моей семьи».

Оформлена фотовыставка «Отдыхаем не вредя», о безопасном отдыхе детей с родителями летом, что позволило сделать коллектив родителей более сплочённым и охотно отзывающимся на предлагаемые совместные мероприятия.

Дети моей группы являются участниками городского тура региональной программы «Родники», в рамках которой была проведена поисковая работа по сбору материалов для альбома «Колодец на моей улице».

В целях распространения своего педагогического опыта приняла участие в 2016 году в общероссийском конкурсе «Экологическое образование в ОУ» Информационно-методического центра «Алые паруса» в номинации «Фоторепортаж мероприятия для детей дошкольного возраста акция «Посади своё дерево», в номинации проект «Скворечники».Приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Время знаний» в номинации «День защитника Отечества» с методической разработкой «Аты-баты, шли солдаты», где заняла 1 место

Повышала свой профессиональный уровень через участие в вебинаре «Экологическое образование как средство реализации ФГОС ДО» ФГАУ «ФИРО» (сертификат № 4857 ) – 2016 год.

Для повышения своего педагогического уровня прошла курсы повышения квалификации:

«Проектирование образовательного процесса в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 2015г. (НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 40 часов – удостоверение рег. № 6687).

С целью обмена опытом опубликовала ряд разработанных мною материалов в соц.сети «Воспитатель». (vospitatel.deti-club.ru).

Работая по данному направлению, пришла к выводу, что проблема формирования экологической культуры у дошкольников может быть успешно решена при условии правильного подхода, при наличии методических материалов, адаптированной к данному возрасту программы и, безусловно, при тесном контакте с родителями.

1 комментарий

14:04
Очень интересно!