Экологический проект «Скворушка - скворец»

Тип статьи:
Авторская

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Скворушка — скворец»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Пояснительная записка

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

В городских условиях весьма ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по формированию экологической культуры считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.

Кого: животных или птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом.

В рамках проведения Международного дня птиц, который отмечается 1 апреля, мы решили посвятить свой проект скворцам, прилетающим к нам весной.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: 3-4 неделя марта – 1 неделя апреля.

Участники проекта: дети младшей группы (3 — 4 лет), педагог группы, родители.

Предмет изучения и творчества: скворец, скворечники.

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о скворце, доме для скворца – «скворечнике».

Задачи проекта:

— создавать условия для формирования у детей познавательного интереса к скворцам;

— познакомить детей с особенностями перелётных птиц — скворцов;

— воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предполагаемый результат:

— расширить и углубить знания детей о такой перелётной птице, как скворец;

— развить интерес и познавательные умения через совместную творческую деятельность детей и родителей;

— формировать у родителей интерес к проблеме экологического развития своих детей;

— воспитать бережное отношение к птицам.

Продукты проекта:

  • Книга «Всё о скворцах…».
  • Скворечники.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).
  • Основной (реализация плана проекта).
  • Заключительный (подведение результатов).

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта

Мероприятия проекта

Задачи

Сроки реализации

Подготовительный

Разработка плана реализации проекта. Составление конспектов мероприятий

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта

3 неделя марта

Подбор иллюстративного материала

Оснащение предметно-пространственной среды группы.

3 неделя марта

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте

3 неделя марта

Основной

Интегрированное занятие «Домик для скворца»

Знакомство детей с перелётной птицей – скворцом. Воспитывать бережное отношение к птицам, умение проявлять заботу через творческую деятельность

4 неделя марта

Составление книги «Всё о скворцах…»

Сбор информации со стихами, загадками, пословицами о скворце.

4 неделя марта

Целевая прогулка «Где повесить домик для скворца?»

Определить оптимальные места для размещения скворечников вокруг территории детского сада

4 неделя марта

Приобщение к чтению художественной литературы: А. Барто «Ждет гостей высокий клён…».

Расширять представления детей о скворце, домике для скворца — скворечнике.

4 неделя марта

Заключительный

Акция «Каждому скворцу – по дворцу»

Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности

1 неделя апреля

Приложения проекта:

  • Конспект интегрированного занятия «Домик для скворца». Творческие работы детей.
  • Конспект целевой прогулки «Где повесить домик для скворца?».
  • Конспект по приобщению к чтению художественной литературы:
  • Книга «Всё о скворцах…».
  • Фоторепортаж с акции «Каждому скворцу — по дворцу».

А. Барто«Ждет гостей высокий клён…».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект

интегрированного занятия на тему «Домик для скворца»

для детей младшей группы

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Интегрированное занятие «Домик для скворца»

в младшей группе

Цель: продолжить формирование у детей представлений о птицах

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания, наблюдательности,
  • Развивать умение сравнивать скворца с другими птицами;
  • Формировать у детей представление о скворце;
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста,
  • Обогащение детского словаря – дети должны узнать понятия: прилет птиц, выведение птенцов, забота о них, помощь человека.
  • Воспитание любознательности, желания помогать и заботиться о живых существах, т.е. птицах.
  • Воспитывать доброе отношение ко всему живому, чувство сопереживания.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие.

Методические приемы:

  • обобщающая беседа-диалог,
  • игровая ситуация,
  • физминутка,
  • рассматривание иллюстраций и затем беседа по ним,
  • продуктивная деятельность дошкольников,
  • рефлексия.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Пришла весна. Пригревает солнышко, на пригорках появляются первые проталины. По обочинам дорог бегут ручейки. В это время из далеких стран возвращаются в родные края вестники весны.

Загадывает загадку:

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец,

И зовут его…(Скворец)

Воспитатель: Прилетят наши пернатые друзья. Скворцы поселятся в скворечниках, дуплах. Прилетев домой, скворцы садятся на деревья и весело поют. Птицы начинают вить гнезда.

Ребенок рассказывает стихотворение «Скворец»

Скворец поменьше, чем ворона,

Зато побольше воробья -

Он из скворечника как с балкона,

Поёт не хуже соловья!

Воспитатель выставляет картинку скворца. Дети по картинке описывают скворца. (Крупная, красивая птица с черным оперением, у скворца длинный клюв, который помогает добывать червяков.)

Физминутка

Мы сегодня встали рано.

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана,

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем

Барабаним и поем:

Поживите в доме нашем

Хорошо вам будет в нем!

Воспитатель: Что же делают люди, ожидая птиц весной?

Дети: люди делают скворечники и развешивают их на деревья.

Воспитатель показывает детям скворечник, они его рассматривают. Скворечник – это птичий домик для скворцов в виде небольшой будочки, который нужно повесить в защищённое место на дерево или на стену. В скворечнике скворцы выводят своих птенцов. Домик должен висеть высоко, чтобы кошки не могли добраться до птенцов.

Аппликация «Скворечник»

(из готовых форм)с музыкальным сопровождением

Приёмы работы:

1. Рассматривание образца.

2. Вспомнить из каких частей состоит скворечник?

3. Предложить выложить скворечник на столе.

4. Выполнение работ детьми.

В конце занятия рассматриваются все работы детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Радуга»

Целевая прогулка

«Где повесить домик для скворца?»

(Младшая группа)

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Целевая прогулка «Где повесить домик для скворца?»

Цель и задачи:

  • закрепить знание названий деревьев, растущих в ближайшем окружении от детского сада
  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • развивать познавательную активность в процессе наблюдений за объектами и явлениями природы.
  • учить выбирать предполагаемые места для развешивания скворечников;
  • продолжать знакомить с жизнью птиц весной;
  • формировать навыки природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Методические приёмы: наблюдение, рассказ, беседа.

Активация словаря: высоко, безопасно, скворечник.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о скворце, о развешивании домиков для скворцов, чтение художественной литературы, аппликация скворечника.

Ход прогулки

Перед выходом на прогулку воспитатель говорит детям: Сегодня мы с вами будем гулять по улице. Она красивая, широкая. На улице растёт много деревьев. Мы с вами пойдём по тротуару. Мы пойдём парами друг за другом, не мешая прохожим. На улице надо вести себя культурно: не кричать, разговаривать спокойно, не показывать пальцем.

Воспитатель: Капли падают с крыши,

Всюду пахнет весной.

Небо кажется выше,

Звонче воздух лесной.

Ребята, скоро проснутся и деревья, на них появятся листочки, а сейчас на деревьях набухают почки.

Эти маленькие почки
Распечатает весна.
А пока в них спят листочки
И растут во время сна.

Посмотрите, как много деревьев растёт около детского сада. Какие деревья вы знаете? Дети называют деревья, которые видят (берёза, клён, тополь, ель, липа). Воспитатель просит показать эти деревья: Скажи, какое дерево ты видишь? Беги скорее к дереву.

Подвижная игра «К дереву беги».

Правила игры: ребёнок называет дерево. После слов воспитателя «К дереву беги!» дети бегут к названному дереву.

С приближением весны к кормушке больше не прилетают си­нички, остались только воробьи и голуби.Учить устанавливать простейшие связи в природе – пригрело солнышко — появилась трава – прилетели птицы. К нам прилетят перелётные птицы. Кто к нам прилетает весной? А каких птиц вы видели на деревьях? (ответы детей)

Наблюдать за появлением перелётных птиц.

Вспомнить и описать скворца: Крупная, красивая птица с черным оперением, у скворца длинный клюв, который помогает добывать червяков.

Ребята, мы с вами делали аппликацию – домик для скворца, дома вы вместе с родителями делаете большие деревянные скворечники. Вы с папами будете развешивать скворечники на деревья около детского сада. Давайте вспомним, как надо весить скворечник?

Ответы детей: нужно повесить в защищённое место на дерево, высоко, так, чтобы не подобрались кошки.

Воспитатель предлагает поискать высокие деревья для развешивания скворечников.

После определения деревьев для скворечников дети возвращаются в детский сад.

Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.



Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем:
— Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: — Ура!

Удивительное дело:
Все семейство улетело!

Агния Барто

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!