Аналитический отчёт

Тип статьи:
Авторская

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования администрации ГО Нижняя Салда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида «Радуга»

Аналитический отчёт

за межаттестационный период

Составитель:

Кузьмина Людмила Петровна.

Должность: воспитатель.

Нижняя Салда

2016 год.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….4

  • Аналитическая часть…………………………………………7

1.1.Теоретические аспекты по теме «Формирование экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектировочной деятельности……………………………7

1.2.Анализ сформированности экологической культуры детей и родителей……………………………………………………………….…11

1.3. Анализ условий, обеспечивающих успешное формирование экологической культуры всех участников образовательного процесса…………………………………………………………………...14

1.4.Противоречия…………………………………………………..19

2. Проектная часть……………………………………………………20

2.1. Планирование работы по самообразованию………………20

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………...……..23

Приложения:

1. Мониторинг сформированности экологической культуры у детей .(Таблица.)

2. Мониторинг сформированности экологической культуры у родителей. (Таблица.)

3. Анкета для родителей по выявлению уровня экологической компетенции.

4. Конспект родительского собрания на тему «Мы природе не враги, ты природ у береги!»

5. Тематическое планирование работы с родителями

6. Конспекты консультаций для родителей.

7. Конспект заседания клуба по интересам «Друзья природы». Создание журнала «Экомир моей семьи».

8. Мини-проекты: « Клевер луговой», « Удивительный шиповник»,

« Растенияродного края и их целебные свойства. Одуванчик»,

« Растения родного края и их полезные свойства».

« Клевер», « Черника», « Адонис весенний ( горицвет)»,

« Ромашка», « Василёк синий», « Божья коровка», « Насекомые»,

« Бабочки», « Насекомое – муха», « Насекомое – муравей»,

« Жизнь животных в уральских лесах», « Лечебные травы».

9.Красная Книга Свердловской области.

10. Фотоальбом « В родном краю ромашкой пахнет ветер!»

11. Гербарий « Знакомые растения».

12. Гербарий « Уральские растения и травы».

13. Мультимедийные приложения:

« В родном краю ромашкой пахнет ветер»,

« Колодец на моей улице»,

« Вертуальная экскурсия по родному городу»,

« Природа молит о помощи!»

Фоторепортажакции « Посадим дерево на участке

детскогосада»,

Фоторепортажакции« Каждому скворцу по дворцу».

Всё хорошее в людях – из детства!

Как источник добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них ЭКОЛОГИЯ стала

Не наукой, а частью души!

Введение.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня всё больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание её самоценности. Важным условием в переходе современного общества к «устойчивому развитию» является образование.

Экология – этото, что окружает каждого из нас. Ещё никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с угрожающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днём всё больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать формирование экологической культуры с самых малых лет. Поэтому в наши дни эта проблема приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребёнка экологической культуры. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Формирование экологической культуры дошкольников прежде всего направлено на формированиеу них положительного отношения к окружающей среде – земле, воде, флоре и фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главная задача экологического воспитания.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда – то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдёт дальше, и мама, идя рядом, никак на это не реагирует. А другой никогда о таком даже не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистотына улицах родного города. Поэтому в проекте по формированию экологической культуры наших малышей родителям отводится очень важное, если не главное место, чтобы своим примером они могли донести актуальностьпроблемы защиты природы до своих детей, а я постараюсь им в этом помочь.

Таким образом, можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью проведения работы по формированию экологической культуры дошкольников и эффективностью используемых приёмов и методов при ознакомлении с окружающим.

Проблема: Отсутствие системы мероприятий, направленных на практическое закрепление полученных знаний.

В соответствии со сформулированной проблемой и её актуальностью для работы в межаттестационный период была определена тема: «Формирование экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектировочной деятельности».

Предмет исследования. Сформированность экологической культуры у детей и их родителей.

Объект исследования. Формирование экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектировочной деятельности.

Цель аналитического отчёта. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

Задачи аналитического отчёта.

  • Вычленение проблемы.
  • Анализ результатов воспитательного процесса.
  • Установление причинно – следственных связей между результатом и условиями его получения.
  • Выявление противоречий и проектирование путей решения.
  • Самооценка эффективности собственной деятельности.

2016 год был объявлен ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. Вот тогда и возникла идея более углублённо начать работупо формированию экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектировочной деятельности.

1.Аналитическая часть.

1.1. Теоретические аспекты по теме: «Формирование экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектировочной деятельности».

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева и др.). Суть нового направления заключается в следующем.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное

Отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, дома, на участке детского сада. Он узнаёт, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Воспитание экологической культуры дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольника.

Совместный со взрослыми труд в уголке природы или на участке детского сада позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, т.е приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

Важной формой формирования экологической культуры являются природоохранные акции и экологические проекты, в которых участвуют воспитатели и родители.

Особым типом взаимодействия ребёнка и взрослого является проектная деятельность, которая строится на следующих принципах.

  • Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. (Нарисовать цветок, илипосадить рассаду и наблюдать как он растёт).
  • Проектная деятельность предполагает движение ребёнка в пространстве возможного.(В процессе проектной деятельности ребёнок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный.)
  • Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
  • Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребёнка, но и реализацию его замыслов.
  • Проектная деятельность имеет адресный характер.

Поскольку в проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

К проекту в детском саду предъявляются особые требования:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект – это «игра всерьёз», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение детьми полученных знаний на практике.

Выделяется три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации: исследовательский, творческий и нормативный.

Исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя несколько этапов.

Творческий проект. В ходе творческой проектной деятельности создаётся творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит, как правило, индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Нормативный проект подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника.

В ходе проектной деятельности расширяются знания об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.

Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Экологическая акция, субботник, озеленение, работа по природоохранным проектам – это уникальная возможность для детей и взрослых проявить себя, принести пользу окружающей природе.

1.2. Анализ сформированности экологической культуры участников образовательных отношений.

Работа по реализации проекта началась в младшей группе МДОУДСКВ «Радуга».

В группе на данный период 24 ребёнка (12 девочек и 12 мальчиков.) Возраст детей 4 – 5 лет.

Свою работу начала с анкетирования, для того чтобы выяснить степень компетентности родителей в вопросах экологии, а последующиймониторинг позволил выявить уровень заинтересованности родителей в организации экологического воспитания малышей, а так же уровень эффективности педагогических воздействий на формирование экологической культуры детей и родителей. (Приложение 1, 2, 3.) Мониторинг с родителями включал в себя три направления:

— участие в экологических проектах;

— участие в совместных мероприятиях;

— проявление позитивного поведения в повседневной жизни (в семье).

На начало года активное участие в экологических проектах принимали 9 семей, а в конце года уже 16 семей.

Участие в совместных мероприятиях (акциях, субботниках и т. д.) в начале года принимали 12 семей, в конце года – 20 семей.

Проявление позитивного поведения в повседневной жизни (в семье) по результатам анкетирования было отмечено во всех семьях с начала года.

Таким образом, можно уверенно сказать, что нам удалось заинтересовать родителей в совместной с детьмидеятельности. И это, конечно, очень радует.

К сожалению, 4 семьи так и остались пассивны, несмотря на все используемые приёмы и методы работыс родителями.

Для выявления уровня эффективности педагогических воздействий на формирование экологической культуры у дошкольников по методике Афонькиной Ю.А. я использовала следующие критерии:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений об особенностях природы.

«Уровень эффективности педагогических воздействий на формированиеэкологическойкультурыу дошкольников».

Если рассмотреть диаграмму, видно, что средний уровень остался

на уровне 46,2 %.Это произошло за счёт снижения низкого уровня с 29,4% до 16,8%, и повышения высокого уровня с 25,2% до 37,8%.

Средний уровень характеризуется проявлением познавательного интереса к непосредственно воспринимаемым объектам, интереса при наблюдении за окружающим под руководством взрослого, проявлением чувства удивления при восприятии необычного, проявлением радости всему новому. Ребёнок довольно часто задаёт вопросы (где? куда? зачем?); с удовольствием участвует в несложныхэкспериментах, организуемыми взрослым. Принимает задачу взрослого сделать что-то определённое, но нуждается в руководстве.Преобразует способы решения задач (проблем ) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.

Имеет отдельные представления о своей жизнедеятельности, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Высокий уровень имеет следующие характеристики:

— ребёнок проявляет живой и познавательныйинтерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим не только под руководством взрослого, но и самостоятельно, при восприятии необычного испытывает ярко выраженное чувство удивления, которое побуждает получать новые знания, радуется новому. Замечает некоторые противоречия, пытается самостоятельно их разрешить или требует восстановления соответствия у взрослого. Он задаёт много вопросов (Где? Зачем? Кто? Кого? Какая? Когда? Как? Откуда? Куда?), с интересомвыслушивает ответ взрослого, и ответ порождаетновый вопрос.

В деятельности опирается на собственный опыт. Принимает задачу взрослого создать что-то определённое, подчиняет ей свои интересы.

1.3.Анализ созданияусловий для формирования экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектировочной деятельности.

На решение задач, поставленных на межаттестационный период большое влияние оказали следующие условия:

1.Материально-технические условия.

В группе с помощью родителей был оборудован уголок природы с зоной для экспериментирования, который включает в себя различный бросовый материал; камушки, ракушки, семена, собранных детьми на участке, цветов; различные виды древесины, предметы из керамики, пластмассы; коллекция камней и минералов; оборудование для экспериментов с водой, песком, глиной. Есть лупа и микроскоп, песочные часы; оформлены макеты: «птичий двор», «ферма», «зоопарк».

В уголке так же есть различные энциклопедии (о животных, о человеке); книги о природе В. Бианки, Е. Чарушина; тематические картинки «Животные леса», «Городские птицы», «Лесные птицы», «Цветы»; альбом с карточками « Тайны леса»; гербарии, собранные детьми совместно с родителями « Знакомые растения» и « Уральские растения и травы».

Так же есть всё для труда: фартуки, палочки для рыхления почвы, лейки, опрыскиватели, тряпочки для вытирания пыли с цветов.

В наличии есть картинки по временам года, которые вывешиваются в уголке для познавательного и эстетического развития.

2.Информационное обеспечение.

Вертуальная экскурсия «Сердцу милый уголок».

Электронный фотоальбом «В краю родном ромашкой пахнет ветер».

Электронный фотоальбом « Колодец на моей улице».

Электронный фотоальбом « Природа молит о помощи».

3.Методическое обеспечение.

-Парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог»; Н.Е.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»; С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;

— Экспериментальная деятельность детей среднего возраста. Методическое пособие. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

-мониторинг с родителями по трём направлениям: участие в экологических проектах, участие в совместных мероприятиях, проявление позитивного поведения в повседневной жизни;

-анкета для выявления компетенции в вопросах экологического воспитания;

-конспект родительского собрания на тему «Мы природе не враги, ты природу береги!»

-конспект консультации в родительский уголок «Научите детей видеть красоту вокруг»;

-план работы с родителями «Формирование экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности» (планирование работы на год).

— конспект заседания клуба по интересам.Создание журнала «Экомир моей семьи».

4.Профессионально-личностный потенциал, профессионализм и квалификация.

В 2015 году с 16.11. по 20.11. прошла обучение в Нижнетагильском филиале государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по программе повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в объёме 40 часов.

24 февраля 2016 года приняла участие в вебинаре «Экологическое образование как средство реализации ФГОС ДО» в объёме 2 часов, о чём получен сертификат участника №4857.

В феврале 2016 года награждена дипломом ИН-97161-301543 за подготовку участника конкурса «Лучше папы друга нет!» Кондратьева Глеба, занявшего 1 место и в конкурсе «Во имя Отчизны» в номинации «Открытка к празднику»Алёны Шестаковой, занявшей 1 место. Диплом ИН-97161-300891.

Диплом vz0316-0008 за 1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Время знаний» в номинации «День Защитника Отечества» с работой «Аты — баты шли солдаты».

Сертификат общероссийского конкурса «Экологическое образование в ОУ» за проект «Скворечники». Июнь 2016 года.

Сертификат общероссийского конкурса «Экологическое образование в ОУ» за фоторепортаж с акции «Посади дерево». Июнь 2016 года.

Диплом «За лучшую организацию творчества детей во Всероссийском конкурсе «Надежды России».2016 год. (Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-649113.)

Дети моей группы принимали участие в ряде Международных и Всероссийских конкурсов.

Кондратьев Глеб занял 1 место в Международном творческом конкурсе «Лучше папы друга нет» в номинации «Вместе с папой».(Диплом ИН-97161-301543).

Шестакова Алёна заняла 1 место во Всероссийском конкурсе, посвящённом Дню Защитника Отечества «Во имя Отчизны» в номинации «Открытка к празднику». (Диплом ИН-97161-300891).

Экологическая акция, посвящённая Международному дню птиц «Каждому скворцу по дворцу» освещалась в местной прессе в газете «Городской вестник» от 28 апреля 2016 года. (См. приложение.)

В межаттестационный период была проведена большая работа, которая способствовала формированию экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектировочной деятельности.

Родителям была предложена анкета с целью выявления их компетентности в вопросах экологии.(Приложение 3.)

В октябре проведено родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!», на котором познакомила родителей с целями и задачами экологического воспитания. ( Конспект собрания -приложение 4.)

После анализа ответов родителей на вопросы анкеты и в ходе родительского собрания составлен план мероприятий по формированию экологической культуры участников образовательных отношений. (Приложение 5.)

Чтобы отследить уровень сформированности экологической культуры родителей и детей, разработан мониторинг. (Приложение 1 и 2.)

В рамках реализации деятельностного подхода к проблеме были проведены следующие мероприятия: (Фотоматериалы в приложении.)

  • Проект: «Каждому скворцу по дворцу» (изготовление скворечников), приуроченный к международному Дню птиц.
  • Проект: « Деревья на нашей улице ».( Высадка деревьев на участке детского сада).
  • Проект: «Цветочная фантазия». ( Высадка цветов на участке.)
  • Участие в городской программе «Родники» ( в региональном этапе областного конкурса).
  • Проект: «Покормите птиц зимой». (Изготовление кормушек и вывешивание их на участке вместе с родителями).
  • Проект « Чистая планета». Оформлена выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым», книга «Природа молит о помощи».
  • Оформлены фотоальбомыв электронном виде «Колодец на моей улице», «В краю родном ромашкой пахнет ветер», «Природа молит о помощи». Совместно с родителями оборудован уголок природы.
  • Оформлена фотовыставка «Отдыхаем не вредя» (Летний отдых детей совместно с родителями).
  • Виртуальная экскурсия «Сердцу милый уголок».

Акция: «Помогает нам всегда родниковая вода» (Обеспечение родниковойводой престарелых людей в рамках программы « Родники»).

1.4. Противоречия, возникшие в ходе работы по формированию экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности.

Проведя анализ работы за межаттестационный период можно сказать, что спланированная система мероприятий, действительно, позволяет успешно решать задачи по формированию экологической культуры участников образовательных отношений. Однако в процессе работы были выявлены и проблемы. Например, некоторые родители не проявляли желаемой активности, а часть родителей вообще игнорировали предлагаемые мероприятия. Нельзя не учитывать тот факт, что решающую роль в формировании экологической культуры детей играет семья. Как правило, реальное поведение родителей противоречит провозглашаемым ими же принципам. В такой ситуации рассчитывать на правильное поведение ребёнка сложно. Следовательно, необходима правильно спланированная работа с родителями по формированию экологической культуры и вовлечения их в совместную с детьми деятельность, а так же спланированная система экологического просвещения самих родителей.

Таким образом, можно сформулировать следующие противоречия, возникшие в процессе формирования экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности:

1. Противоречие между необходимостью формирования экологической культуры у дошкольников и отсутствием эффективных методик, позволяющих добиться от детей желаемого результата.

2. Противоречие между актуальностью экологического воспитания и отсутствием эффективной системы взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Исходя из возникших противоречий, была определена тема на следующий межаттестационный период – «Активизация роли родителей в формировании экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности».

2. Проектная часть.

2.1. Проектирование деятельности на следующий межаттестационный период.

С целью повышения уровня саморазвитиянамечена работа по самообразованию, включающая следующие положения:

Год

Конкретное мероприятие.

Результат работы.

2017 г.

Изучить научную литературу по формированию экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности.

Выступление на педагогическом совете.

2018 г.

Изучить передовой педагогическийопыт и современные педагогические технологии в работе по формированию экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности.

Публикации на форуме.

2019 г.

Разработка плана работы с родителями по формированию экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности.

Внедрение плана работы.

2020 г.

Разработка программы по формированию экологической культуры участников образовательных отношений посредством проектной деятельности.

Апробация программы.

2021 г.

Анализ работы за межаттестационный период.

Аналитический отчёт за межаттестационный период.

Заключение.

Подводя итог работы, можно сказать, что система мероприятий эффективна, действительно способствует формированию экологической культуры всех участников образовательных отношений посредством проектной деятельности.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонны наблюдать, экспериментировать.

Работа над проектами, участие в экологических акциях, озеленении участка, организация фотовыставокпозволила закрепить полученные детьмина занятиях знания

в совместной с родителями деятельности, а родителям принять активное участие в формировании экологической культуры малышей.

Реализация на практике плана работы с родителями позволяет закрепить полученные детьми представления об экологической культуре, учит применять знания в повседневной жизни.

Таким образом, я уверена, что правильная организация работы по формированию экологической культуры участников образовательных отношений поможетдетям понять, что такое экология, какое место занимает в ней сам ребёнок, что он может сделать для сохранения окружающей среды.

Но также я уверена и в том, что без тесного контакта с родителями все усилия педагога по формированию экологической культуры у дошкольников будут ничтожны, так как главным примером для ребёнка служат родители. И я надеюсь, что в следующий межаттестационный период участие взрослых в формировании экологической культуры наших ребят будет ещё более эффективным.

Список литературы.

1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Проектная деятельность дошкольников.« Мозаика – Синтез», М., 2014

2. Дыбина, О.В., Ребёнок и окружающий мир. « Мозаика – Синтез», 2005.

3. Иванова, А.И., Михайлова, В.Я., Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие – ТЦ «Сфера» 2010.

4. Киселёва, Л.С., Данилина, Т.А., Лагода, Т.С., Проектный метод вдеятельностидошкольного учреждения. « Аркти», М., 2006.

5. Кочергина, А.В., Обухова, Л.А., Горькова, Л.Г., Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. (Материалы интернет форума W.W.Wmaam. ru). М.: ВАКО, 2005.

6.Масленникова, О.М., Экологические проекты в детском саду. 2015.

7. Миронов, А.В., Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностныйи экологический подходы, виды, формы и методы деятельности.В., «Учитель».

8. Николаева, С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М., «Просвещение», 2005.

9. Николаева, С.Н., Парциальная программа «Юный эколог», «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», М., 2016.

10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А.« Мозаика – Синтез», М., 2014.

11. Тугушева, Г.П., Чистякова, А.Е., Экспериментальная деятельность детей среднего возраста. Методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2015.

1 комментарий

18:36
Спасибо за полезный материал!