​Система Санкций: Поощрение и наказание детей в семье

Тип статьи:
Авторская

Выполнила: Тархова И.А., МБДОУ детский сад №64 «Золотой Ключик».

Поощрение и наказание выполняют функцию подкрепления, тормозят нежелательную реакцию

Виды наказания:

1. Физическая агрессия (шлепок, порка…)-избиение ребенка приводит к тревожности, зависимости, следовательно: лживость ребенка, снижение чувства вины и ответная агрессия;

Физические наказания детей могут привести к невротическому развитию личности, к слабой регуляции, у ребенка будет только страх

2. Вербальная агрессия (порицание, упреки, осуждение…)информирования ребенка о том какой он есть, что может привести к тревожности, к низкому самопринятию

3. Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) это происходит тогда, когда действия ребенка изматывают родителя

4. Лишение родительской любви ( я тебя не люблю…) допустим, когда ребенок убежден, что мама его любит, и он нужен своей маме

5. Ограничение активности ребенка (вызывает чувство обиды, беспомощности, независимости, пассивности)

6. Лишение благ и привилегий, оно действует в зависимости от значимости и привилегий

7. Инициирование чувства вины( как ты мог, как это получилось…)

8. Принуждение к действию (любыми способами, любыми путями, родитель пытается совершать действия).Последствия: идет негативные отношения к требованиям, через этот негативизм к родителям, идет недоразвитие системы требований ->полное подчинение родителям- недоразвитие самостоятельности

9. Отложенный конфликт (родители выдерживают паузу: « вот я приду с работы тогда и поговорим по поводу «вазы»».Это может привести к невротизации ребенка

Наказания ребенка:

1. Наказания естественными последствиями поступков(ребенок сам пытается устранить последствия, не нужно его подгонять)

2. Блокирование нежелательного действия, физическая остановка

3. Логическое объяснение и обоснование (предупреждения ребенка о последующих действиях, к чему это может привести)

Помогает ориентировать детей на перспективу результатов

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ:

1. Наказание должно быть размерно проступку

2. Нельзя наказывать дитя в стадии аффекта

3. Не использовать огласку проступка

4. Нельзя ополчаться на ребенка всем семейством

ПООЩРЕНИЕ
ВИДЫ ПООЩРЕНИЯ:

1. Похвала(хвалите ребенка за новое; за усилия)

2. Ласка (обнять; поцеловать), можно использовать не только для поощрения

3. Совместная деятельность

4. Материальные поощрения (деньги; игрушки; конфеты…)

5. Расширение активности ребенка (расширение его прав)

Наказание:

Справедливое :

- ребенок получает наказание, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены с родителями, и которые известны ребенку.

Несправедливое :

- ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины.

Правила наказания детей:

 При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

 При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

 Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

 Наказание детей должно носить временный характер.

 При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

 При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.

 Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Физическое наказание:

 Оно учит детей тому, как использовать силу и жестокость для решения проблем и конфликтов, а также реагировать на других людей, когда ты зол и раздражен.

 Оно увеличивает вероятность того, что наказываемый вырастет ранимым и обидчивым.

 Оно занижает самооценку, демонстрируя неуважительное отношение к ребенку, его телу и достоинству.

 настраивает ребенка против родителей;

 оно учит тому, что важно не попадаться. Ребенок учится скрывать свои поступки, и в процессе подобного «воспитания» становится трусливым и подлым

Неприемлемые способы наказания:

 Физическое наказание детей, приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий)

 Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать.

 Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной.

Поощрение:

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых.

Как поощрять ребенка в семье:

 как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку;

 поощряйте своего ребёнка жестами;

 словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка, его поведением.

 используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»;

 дарите своему ребёнку подарки;

 формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка;

 учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания к нему.

Не подлежат похвале:

 красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант;

 все природные способности как таковые, включая и добрый нрав;

 легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка;

 выигрыш в лотерее, везение.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!