Искусство и настроение

Тип статьи:
Авторская

Конспект

НОД «Искусство и настроение»

для детей подготовительной

группы.

Музыкальный руководитель:

Ефремова Т. Р.

Ставрополь 2016

Виды детской деятельности:Творческая коммуникативная, восприятие музыкальных произведений, исполнительская.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель – дать представление о значении настроения человека, создающего художественные произведения в разных видах искусства – средствами музыки, живописи, литературы.

Образовательные задачи – учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения (веселая, ласковая, грустная, печальная и т.д.), активизировать речь детей, вводя в их лексику новые слова – мажорный, минорный лад.

Развивающие задачи:

– учить детей воспринимать и называть настроение музыкальных произведений различного характера, соотносить их с произведениями живописи, литературы, сравнивать их. Дать понимание ладового своеобразия музыкальных произведений, учить воспринимать в слушании мажорное и минорное звучание и передавать его в пении.

Воспитательные задачи:

— поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи образов;

— добиться использования детьми полученных знаний при составлении мини-сказок, сценок, при занятиях изобразительной деятельностью.

Музыкальный репертуар: аудиозапись:

— «Слеза» Мусоргского,

— «Шутка» Баха.

— Пиктограммы с изображением выражения лица с разным настроением.

Ход занятия.

Дети входят в зал, педагог и дети здороваются друг с другом и с гостями (весело, обсуждая настроение). Затем садятся на стулья.

Муз.рук.: У каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или тревожное. Как вы думаете, от чего зависит настроение человека? ( состояние здоровья, погода). Когда бывает хорошее настроение? ( ответ детей)

— Плохое? (ответ детей)

Муз.рук.: Как можно узнать какое настроение у человека? Что поможет разгадать эту загадку? (мимика лица, жесты)

Муз.рук.: У меня есть кукла-настроение. Можно по ней определить, веселая она или нет? (обращаем внимание на на выражение лица, цвет волос, платье; воспитатель помогает в беседе.)

Муз.рук.: На настроение человека влияют события, которые происходят в жизни. Каждый выражает это по-разному. композитор – музыкой. Иногда о настроениях, выраженных в музыке, говорят их названия: пьесы «Слеза» музыка Мусоргского, «Шутка» музыка Баха.

Слушание фрагментов этих произведений.

Муз.рук.: Какое настроение передано в этих пьесах?(дети показывают пиктограммы, на них изображены выражения лиц).

Муз.рук.: А теперь мы поиграем. Вы в движении и мимикой передаете настроение музыкального фрагмента. Как только музыка закончится, нужно замереть.

Игра «Передай мимикой настроение».

(Воспитатель со словами: «Чудо-зеркальце скажи, и все правду доложи, какое настроение у Ани» подходит к ребенку с зеркальцем, спрашивая, какое он настроение показал).

Муз.рук.: Ребята, а какую песенку про разное настроение вы знаете? («Песенка про двух утят» муз. Попляновой). (Воспитатель прикрепляет картины к мольбертам, обращает внимание на выражение мордочек, осанку утят).

Муз.рук.: Правильно, два разных утенка – веселый и грустный. Споем про них песенку.

Исполняется песня с солистами.

Муз.рук.: Знаете, ребята, — в музыке определение настроения звучания называется музыкальным ладом. Грустное, задумчивое звучание называется минорным ладом или минором. Светлое, веселое звучание называется мажорным ладом или мажором. (Дети повторяют).

Муз.рук.: в начале занятия мы говорили о том, что погода влияет на настроение людей, и определяет характер произведения искусства. Часто художники и композиторы в произведениях передают свое настроение. (Воспитатель выставляет рисунки). Представьте что вы художники. Рассмотрите эти рисунки. Какое настроение они передают? Как вы догадались? (Дети рассматривают рисунки – что изображено – пейзаж, каким цветом и т.д.)

Муз.рук.: А к какому рисунку подойдут эти стихи:

Клен наряд зеленый сбросил,

Серый дождик слезы льет,

Это значит, снова осень,

Снова осень настает.

(Дети указывают на подходящий рисунок)

— А какое обозначение подойдет – мажор или минор?

Муз.рук.: А теперь послушайте эти слова:

Яркий солнечный денек

Утро подарило.

Своим светом и теплом

Нас развеселило.

— Какой музыкальный лад соответствует этим стихам? А представьте себе, что вы композиторы. Какую бы музыку вы сочинили к этим словам?

(Дети исполняют свои попевки на заданный текст).

Муз.рук.: Замечательно, вы справились с этим заданием. Какие песенки из знакомых вами соответствуют веселому и грустному настроению? («Листопад» музыка Попатенко; «Грустный дождик» музыка Никитенко; «Два щенка» музыка Варламова; «Веселые дожди» музыка Кишко).

Дети исполняют эти песни.

Муз.рук.: Правильно вы определили настроение песен, и в пении их передали. Теперь знаете о том, что о настроении в музыке рассказывает музыкальный лад. Их два, как они называются? (Мажор и минор). Правильно, к следующему занятию нарисуйте свое настроение и мы все вместе подберем к ним музыку.

1 комментарий

19:26
Очень интересно! Спасибо!