ОТКЛОНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ»ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ИХ ЛИЧНОСТИ

Тип статьи:
Авторская

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”. Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального. Иногда уклонения достигают таких внушительно колличественых размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по- детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны. Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия. Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными. Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

В психологии подросткового возраста существуют факторы, которые статистически связаны с поведенческими проблемами или которые дифференцируют детей и подростков с расстройствами и без них. Эти факторы называются корреляторами “расстройств поведения”. Эти корреляты не обязательно играют казуальную роль в развитии расстройств поведения. Например, ключевым коррелятором к расстройствам поведения у детей оказывается наличие родителей, которые используют неэффективные и дисфункциональные стратегии и тактики воспитания. Отметим далее причины отклонения в поведении “трудных” подростков:

1. Нарушение семейной экологии.

Существуют три фактора: 1) родительская депрессия; 2) алкоголизация родителей; 3) ассоциальное поведение родителей(криминализация). Эти корреляты имеют высокий уровень у детей с расстройством поведения( далее РП). Первые два рассматриваются скорее как не специфические или как факторы риска для приспособляемости ребенка. Специфическим называют фактор криминализации в поведении родителей. В узком смысле это обозначение для фактов пребывания в тюрьме и стойкого ассоциального поведения. Такие родители используют очень “бедные” “социализированные практики” во взаимодействии с детьми. Ассоциальные поступки детей при этом можно понимать как действие по образцу, и как следствие нарушений социализации, и как следствие нарушения эмоционального общения с родителями. Если говорить о предыдущих двух факторах, то: 1.Родительская депрессия может иметь серьезные последствия для психики детей и сказывается прежде всего на их поведении. Об этом говорят данные исследования, проведенного специалистами УниверситетаНью-Йорка(США), опубликованные в журнале «Child Health Journal».По мнению авторов этой работы, дети, имеющие родителей с депрессией, наиболее подвержены эмоциональным и поведенческим проблемам. Согласно полученным данным это случается в 25% случаев. Если депрессия отмечается только у одного из родителей, этот показатель составляет 15%. Если депрессия развивается у матери, то риск эмоционального неблагополучия увеличивается у 20% детей

2. Алкоголизм-заболевание, развивающееся вследствие систематического употребления спиртных напитков, которое проявляется в потребности в опьянении, а в перспективе в расстройстве психической деятельности, в соматических (и неврологических) нарушениях, падении работоспособности, утрате социальных связей и деградации личности. Алкогольнозависимая семья характеризуется следующими проблемами: · неспособность ведения совместной хозяйственно-бытовой деятельности; · в социокультурных отношениях исчезает открытость и взаимопонимание между членами семьи, меняются социальные роли мужчины, женщины, ребёнка; · в интимно-личностных отношениях наблюдается нетерпимость супругов; · в духовно-нравственных отношениях утрачивается доверие и любовь к близким, общность и сопричастность; семейная жизнь становится обузой; · из органичного единого целого семья превращается в сумму отдельных прихотей и желаний; единства и контактов между членами семьи практически нет «каждый сам по себе» всех объединяет только кров.

2. Группы сверстников

Дети с поведенческими отклонениями обычно отвергаются ровесниками и остаются изолированными от “нормальных групп” сверстников. В результате наступает депривация, недополучение социального опыта.

3. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

● генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

● психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

● физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

4. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно- психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. 5. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

● учебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

● школьной дезадаптации – состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

● социальной дезадаптации – состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

● криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.

6. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

7. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, можно сказать, что существует множество причин в отклонении поведения “трудных” подростков, но главным фактором все равно является семья. Этот фактор является самым главным в формировании психики подростка, т.к. все поведенческие установки, моральные принципы ребенка идут из семьи, а потом ужевзаимодействуют с социумом, откуда возникают новые проблемы современного подростка.

Психокоррекционная работа со школьниками может быть ориентированакак на психологически благополучных ребят, так и на учащихся,имеющих более или менее сложные психологические проблемыКоррекционно-развивающую работу мы рассматриваем как основноенаправление работы школьного психолога с детьми и подростками.Диагностика служит основой для ее правильной организации,Главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения иорганизации, — целостность. Это означает для нас следующее:Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечиватьцелостное воздействие на личность ребенка или подростка. У психолога,естественно, есть представления о том, в какой именно сферепсихичес-кого мира школьника локализуется проблема, так же как емуизвестны различные научные представления о возрастных потребностях иособенностях. Однако работать надо со всей личностью в целом, во всемраз-нообразии ее познавательных, мотивационных, эмоци-ональных ипрочих проявлений.Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована,прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальнуюсферы пси-хической жизни и самосознание детей.Психокоррекционная работа в школьной практике, как уже отмечалось,ориентирована на школь-ников с различными психологическимипроблемами и направ-лена на их решение. Психолог, работая с большимколичест-вом детей,Психокоррекционная работа может осуществляться как в формегрупповой, так и индивидуальной деятельности.В подростковом возрасте актуальной становится социально-психологическая развивающая и коррекционная деятельность.25Несмотря на единство развития и коррекции, принципы отборасодержания для развивающей и коррекционной работы различны.Однако их содержание объединяет система психологических механизмовкоррекции девиантного поведения школьника:

● психологические механизмы формирования человеческихотношений разной модальности ( симпатии, привязанность, чувствородства, уважения и доверия, половой или неполовой любви и т.д.)

● операциональные психологические механизмы деятельности (анализпротиворечий и ориентировка в ситуации, прогнозирование,целеполагание, планирование, оценивание, принятие решений,самоконтроль, коррекция)

● процессуальные психологические механизмы деятельности (механизмы социализации, индивидуализации, идентификации)

● психологические механизмы регуляции жизнедеятельности ( ценно-смысловой, актуальность, рефлексия)

● психологические механизмы повышения уровня активностиобщения (направленность общения, интенсивность ипродуктивность)

Целью психокоррекции детей и подростков является исправлениенарушений психического развития, гармонизация формирующийсяличности и профилактика нервно-психических заболеваний.

Задачами психокоррекции является:

● Всестороннее психолого-педагогическое изучение личности;

● Выявление и изучение неблагоприятных факторов внешней среды,влияющих на ребенка;

● Преодоление микросоциальной педагогической запущенности,коррекция неадекватных методов воспитания

Этапы работы по коррекции девиантного поведения:

1 Диагностика. Выявление характера и причин в поведении и обучении,изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе,выделение доминанты нравственного развития, определениепотенциальных возможностей и способностей( Вводное интервью дляродителей «Д-ОЭРШ», Опросник по выявлению эмоциональныхрасстройств у детей, Вводное неструктурированное интервью, Диагностикамотивации, Диагностика средства анализа «я»- концепции, Диагностикачерт характера, Диагностика отклонений в характере и поведениишкольников)

2 Разработка программы воспитательных мер в целях коррекцииотклоняющегося поведения. Разработка проекта педагогическойкоррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых классномуруководителю, родителям, учителям-предметникам, ученикам. Разработкапрограммы самовоспитания ребенка.

3 Реабилитация ребенка, попавшего в сложную ситуацию. Защитаинтересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные и учебно-воспитательные условия, разрушение отрицательного стереотипа ученика,сложившегося у родителей, педагогического и ученического коллективов,повышение статуса ребенка

4 Реализация программы психолого-педагогической коррекцииотклоняющегося поведения и контроль за реализацией. Работа всехсубъектов коррекционно-педагогического процесса, привлечениеспециалистов, повторная диагностика и отслеживание динамики развитияученика


Gri

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!