Мастер-класс для родителей «Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи»

Тип статьи:
Авторская

Автор — Кормешкова Светлана Николаевна, логопед КГКП «Ясли-сад «Росинка» п. г. Мустафина, Бухар-Жырауского р-на, Карагандинской обл., Казахстан.

Мастер-класс для родителей «Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи»

Ход мастер-класса:

В последнее время мы слышим все чаще:

«Ребенок хороший, но не говорящий

А этот, хоть скажет, но плохо, не внятно.

И что говорит — ничего не понятно»

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять, разобраться и справится с этим.

— Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть Вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим мы сегодня о логопедическом массаже, его влиянии на развитие речи детей, видах логопедического массажа и как можно его применять в домашних условиях.

Детям с речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Система логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями речи, предусматривает комплексный характер. И одним из средств коррекционного воздействия является развивающий массаж. Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» — греческого происхождения и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, Японии, Греции, Риме. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и другие. Авторы считают, что логопедический массаж — активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц органов артикуляции, улучшает мелкую моторику. Логопедический массаж значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. Правильный подбор массажных комплексов способствует коррекции произносительной стороны речи, т.е. сокращению периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

В настоящее время в логопедической практике существует много видов логомассажа:

Лечебный классический массаж – это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда воздействуют на биологически активные точки (зоны).

Аппаратный массаж проводятся с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Самомассаж.

На своих занятиях для коррекции произношения я использую самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, упражнения которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

  • можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
  • можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;
  • можно использовать без специального медицинского образования.

Дети сами выполняют:

— самомассаж лицевых мышц;

— самомассаж кистей и пальцев рук;

— аурикулярный массаж (самомассаж ушных раковин);

— самомассаж язычной мускулатуры.

Мною были подобраны упражнения, которые комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным упражнениям подобраны стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения молча по показу, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривают текст. Позже они уже могут произносить тексты самостоятельно.

Самомассаж лица.

Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а так же на развитие речи. Игровая форма работы привлекает детей, они выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их и с радостью перевоплощаются в различных персонажей. (приложение 1).

Аурикулярный массаж.

Самомассаж ушных раковин — аурикулярный — рекомендован детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти. (приложение 2)

Массаж язычной мускулатуры.

Это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Это может быть как массаж руками с использованием шпателя, зубной щетки или соски, так и массаж языка с помощью зубов (упражнения «Расческа», «Месим тесто», «Накажем непослушный язычок») (приложение 3)

Самомассаж рук.

Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания, словно надевая кольцо. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речь. Самомассаж рук – это самомассаж ладоней и пальцев.

На занятиях я обучаю детей элементам самомассажа рук в игровой форме и с использованием нетрадиционного материала. Очень нравится детям играть:

  • с бельевой прищепкой — «Котенок» (кусаем ногтевые фаланги);
  • покатать между ладонями сосновую шишку, грецкий орех и т.д.;
  • растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты – «Погреем ручки»;
  • растирать ладонями шестигранный карандаш;
  • с резиновым мячиком или воздушными шарами, наполненными разными крупами;
  • шариками су-джок – «Ежик», «Солнышко» (катание между ладошками, по каждому пальчику, надевать колечко-пружинку на каждый пальчик, перечисляя домашних животных или произнося звуки).
  • зубные щёточки.

Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» — это небольшие емкости или коробочки, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой (фасоль, рис, бусы, горох и т.д.)

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. (приложение 4)

В заключении хочется отметить, что логопедический массаж оказывает не только общее положительное воздействие на организм в целом, но и улучшает звукопроизношение, положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.

Уважаемые родители, прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо»:

— если Вам понравилась наша работа, Вам всё было понятно и всё удалось, если у Вас сейчас хорошее настроение, то нарисуйте веселый смайлик и положите его к веселому смайлику;

— а если Вы не узнали ничего нового и мастер класс был не интересен, если у Вас возникли затруднения или Вам что-то не понравилось, то нарисуйте грустный смайлик и положите его к грустному смайлику.

Благодарю Вас за сотрудничество! Желаю успехов. До свидания.

1 комментарий

10:01
Спасибо. Очень интересный материал, но где можно посмотреть приложения?